(495)739-55-08
ул. Космонавта Волкова, 10, офис 612
СтатьиЭтика рекламыПрецеденты и примеры к "Своду обычаев и правил делового оборота рекламы на территории Российской Федерации"Раздел I. Реклама товаров и услуг для детей и использование детских образов в рекламной продукции
Пример: Таковыми могут быть признаны игрушки от "Киндер-сюрприза", "Томболы", так как части от них при неосторожном обращении могут повредить здоровью ребенка (например, попасть в дыхательные пути). На упаковке или в инструкции, вложенной внутрь, отмечено, что игрушка не предназначена для детей до 3-х летнего возраста. Но в рекламе указанных товаров об этом не упоминается.
Пример: Реклама йогурта "Данон" - имеет место призыв заменить бифштекс рекламируемым продуктом на том основании, что он содержит не меньше протеинов, чем мясо.
- указывать дату окончания розыгрыша; При подобной рекламе не следует: - преувеличивать ценность призов и шансы их выиграть; - поощрять чрезмерно большие покупки для участия в розыгрыше; Примеры: Шоколадный батончик "Натс"- сроки окончания розыгрыша призов не оговорены; Сухой напиток "Инвайт" - в рекламе поощряются большие покупки для участия в розыгрыше; Конфета "Чупа-чупс". Приобретая "Чупа-чупс", вы получаете набор фишек. Дети в рекламе показаны в агрессивном ключе. К тому же, проигравший получает неодобрение со стороны сверстников и даже оказывается в опасной ситуации (его чем-то забрасывают); Шоколадный набор "Моугли" - рекламное предложение: "Соберите 25 разных значков от набора и "Мерседес" - ваш!" может быть расценен как преувеличение шанса выиграть приз. Раздел II. Реклама медикаментов (лекарственных средств), методов лечения и товаров, имеющих отношение к здоровью
Примеры: - серия рекламных клипов с "фармацевтом Марией" в которых используется рекламный текст: "Примите "Панадол" - и все!"; - в рекламе пищевой добавки "Лабре Джаст" сообщается: "Если в вашей семье были случаи онкологических заболеваний, то вам необходимо применять "Лабре джаст" не менее 2-х раз в год"; - в рекламе "Йохимбе" противопоставляется "лечение в больнице" ("простатиту хоть бы что") и прием добавки к пище ("долбит простатит и задалбливает"); - рекламная брошюра "Колдрекс", призывающая к самостоятельному лечению инфекционных и простудных заболеваний;
Примеры: - реклама "Эплан" - гигиеническое средство: "Ничто в мире не сравнится с "Эпланом" лечебной мощью"; - в рекламе "КарТСелл" (пищевая добавка) указывается, что "одна доза ... позволяет достичь нужного эффекта, необходимого для терапии ревматоидного артрита, псориаза, онкологических и других заболеваний...";
Создавать впечатление, что лекарственное средство не имеет (не вызывает) побочных эффектов; Пример: - в телевизионной рекламе "Кларитина" сказано, что это "безопасное средство от аллергии без рецепта врача". При этом "Кларитин" имеет побочные действия - сухость во рту, рвота, а также противопоказания - лактация, гиперчувствительность к препарату; Создавать у здорового человека впечатление о необходимости применения лекарственного средства; Пример: -телевизионная реклама лака "Батрафен" сообщает, что его можно применять в качестве профилактического средства от микозов. Но "Батрафен" - лекарственный препарат, применяемый только для лечения. Ссылаться на рекомендации врачей, фармацевтов, медицинских учреждений и общественных организаций, а также лиц непричастных к медицине, которые благодаря своей известности могут побудить к бесконтрольному употреблению лекарства; - использовать образ врача и фармацевта, создающий впечатление профессиональной рекомендации для побуждения к применению конкретных препаратов, медицинских приборов или способов лечения; Примеры: - рекламные клипы "Панадола" с "фармацевтом Марией"; - в рекламе "Кларитина" рекомендации дает фармацевт; давать понять, что безопасность и эффективность данного средства гарантированы тем, что это "натуральный (растительный) продукт"; Пример: - в печатной рекламе "Мумие" сообщается, что "поскольку ... является продуктом естественного происхождения, то не оказывает на организм токсического воздействия и не дает вредных побочных эффектов". Ссылаться на свидетельства об улучшении состояния или выздоровлении; Пример: -в рекламе "Лабре Джаст" женщина говорит: "У моей мамы иммунитет почти "0". Она даже лежала в больнице под целлофановым колпаком" Но после приема - полное исцеление. Рекомендуется воздерживаться от рекламы, которая вызывает (может вызвать) чувство страха. Пример: -реклама зубной пасты "Сорти дент", в рекламном ролике которой используется звук дрели, вызывающий ассоциации с зубной болью, бормашиной и посещением стоматолога. Реклама средств профилактики и гигиены (в том числе добавок к пище) не должна гарантировать полный эффект, вызывать чувства страха при отказе от приема препарата. Пример: - в рекламе зубной пасты "Маклинз" используется текст: "единственное, что у моей бабушки осталось своего - это зубы", который может расцениваться как гарантия эффекта; Реклама биологически активных добавок, добавок к пище не должна побуждать к отказу от нормального сбалансированного питания. Пример: -телевизионная реклама чая "Slimming tea". Детское питание не должно представляться как полноценная замена грудному вскармливанию. Пример: -печатная реклама детского питания "Топ-Топ" содержит утверждение: "Как у мамы и даже лучше". Рекомендуется воздерживаться от рекламы, которая усиливает (обостряет) комплексы, связанные с внешней непривлекательностью, прежде всего - подростковые. Пример: -телевизионная реклама лосьона "Клерасил" показывает в невыгодном свете юношу, не использующего данный препарат и вынужденного "гулять в шлеме"; Следует воздерживаться от рекламы способов похудения, коррекции фигуры без упоминания о необходимости изменения режима питания и физической активности, если это предполагается методикой. Примеры: - реклама мыла "Софт", которое "помогает избавиться от лишнего жирка". Показывает нехирургические способы лечения необратимых процессов старения, создавая иллюзию полного восстановления и вызывая таким образом необоснованные ожидания. Пример: - Реклама продуктов фирмы "Клиник" (Фейшл Соуп, Кларифаинг Лоушн, ДДМЛ), применение которых гарантирует "ровную, мягкую, прозрачную кожу" в любом возрасте. Раздел III. Агрессивное поведение и опасные действия в рекламеСубъектам рекламной деятельности рекомендуется воздерживаться от демонстрации в рекламе элементов насилия, агрессивного поведения и опасных действий, если это не обосновано спецификой товара. Примеры: - в рекламе фирмы "Крокус" изображена ситуация, в которой девушка наносит мужчине удар ногой; - телевизионная реклама жевательной резинки "Stimorol", где показана агрессивное поведение манекенщицы; - реклама напитка "Crash", в котором старушка, кидает апельсин в висок юноши. ЭТИЧНАЯ РЕКЛАМА: СОВРЕМЕННЫЕ ТЕНДЕНЦИИ РАЗВИТИЯАнализируя российскую рекламу в последние годы, в особенности, телевизионную и наружную, необходимо отметить заметное увеличение количества откровенно неэтичной рекламы. Отсутствие единой, согласованной, сбалансированной политики в этой сфере можно поставить в вину не столько государственным структурам, сколько самим рекламистам и рекламодателям. Следует отметить, что проблема взаимоотношений между рекламой и этикой общества актуальна сегодня во всем мире. Во многих странах вводятся ограничения на рекламу отдельных товаров или групп товаров. Под особое внимание попадает реклама, обращенная к детям или использующая детские образы, реклама алкоголя, табака, продуктов питания, лекарств и так называемого «здорового образа жизни». Так во Франции стали подвергать критике рекламу, вводящую в заблуждение, например, это коснулось рекламы здорового питания; в Индии планируют ввести предварительную экспертизу рекламы в электронных СМИ, Израиль начинает осуществлять контроль на государственном уровне, включая абсолютный запрет, за размещением на радио или телевидении рекламы, сюжеты которой содержат «намеки на сексуальную тематику или насилие в любых проявлениях». Вызвано это безудержным ростом сексуально неэтичной, агрессивной рекламы весьма низкого творческого уровня. Усилия предпринимаются немалые. В июне этого года Европейский Альянс по Стандартам (Этическим нормам) в Рекламе (EASA) планирует провести уникальную встречу рекламодателей, рекламных агентств и СМИ, посвященную вопросам саморегулирования рекламы. Поводом для этой встречи послужило недавнее значительное расширение Европейского Союза. Уместным будет заметить, что российский Общественный совет по рекламе присоединился к работе EASA еще в 1998 г. Таким образом, отечественным рекламистам давно уже рекомендуется соблюдать положения и нормы Европейского Альянса. Следует учитывать, что в близком будущем весьма вероятна ситуация, когда будет предложен вариант единого трансграничного регулирования рекламы в рамках европейского законодательства. В России сегодня уже многие рекламные агентства присоединились к Международному кодексу рекламной практики и Российскому рекламному кодексу, действует основополагающий федеральный закон «О рекламе», статья 8 которого запрещает неэтичную рекламу. Однако, перечень параметров, по которым реклама может быть признана неэтичной, весьма ограничен. Он лишь говорит о неких общепринятых нормах гуманности и морали, не давая развернутой трактовки этих норм. При этом число претензий к неэтичной рекламе неуклонно растет. Рекламная среда определяется не только экономическими аспектами, но и культурными. И здесь многое зависит от уровня культуры, как рекламиста, так и рекламодателя. Рекламисты, стремясь не допустить ужесточения законодательства, появления новых административных запретов на рекламу, справедливо решили сами реагировать на критику со стороны населения, общественных организаций и государственных структур. Особо хочется отметить весьма прогрессивный шаг – привлечение экспертов для мониторинга нарушений в области этики рекламы. Рекламистам пора научиться рассматривать общественные организации, защищающие права потребителей, как полезных партнеров, взаимодействие с которыми только и способно сглаживать социальную напряженность, вызванную некачественной рекламой, предотвращать нежелательные публичные кампании, спровоцированные несоблюдением этических норм. Помимо совместной экспертизы рекламной продукции следует активно развивать и работу с рекламодателями с целью формирования единых морально-этических стандартов в обществе. Подводя итоги анализа путей формирования этичной рекламной среды в России, кратко сформулируем основные практические рекомендации для регионального рекламного сообщества: Развитие партнерства с общественными структурами, представляющими интересы потребителей рекламы в сфере этической экспертизы рекламной продукции. Создание системы повышения квалификации в сфере культуры, психологии, социологии и других гуманитарных дисциплин для рекламистов и менеджеров, ответственных за ведение рекламной деятельности фирм-рекламодателей. С этой целью необходимо активное привлечение специалистов из вузов и исследовательских |
|